Укомплектованный электромотором велосипед значительно расширяет возможности своего владельца. Затрачивая меньше усилий для езды, можно преодолеть большие расстояния за короткий срок. При этом электрический транспорт остается экологически чистым и экономически выгодным (одного заряда аккумулятора хватает на 40-50 км). Заряжать АКБ можно от обычной розетки в 220 вольт, используя зарядное устройство.
Представленные на рынке недорогие модели электровелосипедов поставляются Китаем, и отличаются невысоким качеством. Они часто ломаются и не отвечают характеристикам, заявленным производителем. Обладая навыками обслуживания велотранспорта, можно собрать надежный электровелосипед своими руками, используя готовые комплекты деталей.
Что понадобиться для переделки обычного велосипеда в электровелосипед?
Для переделки можно использовать любой стандартный двухколесный велосипед, оснащенный тормозами и амортизаторами. Лучше выбирать модель со скоростями. Для переделки велосипеда понадобиться купить специальный комплект деталей.
Электромотор или мотор-колесо?
Необходимая мощность электродвигателя определяется видом дальнейшей эксплуатацией велосипеда. Для езды по городу и ровным асфальтированным дорогам достаточно 250-500 ватт. Велосипед будет развивать скорость в 25-35 км в ч. Для эксплуатации транспорта в условиях пересеченной местности лучше выбирать модели мощностью 750-1000 ватт.
По внутреннему строению электромотор бывает редукторным (пониженная частота оборотов вала) и с прямым приводом. Редукторные моторы устанавливают на технику, не используемую для быстрой езды.
С точки зрения простоты монтажа лучше купить готовое мотор-колесо. Отдельный двигатель дешевле, но его придется устанавливать на раму с приводом на заднее колесо через цепь. Мотор-колесо должно подходить конструкции рамы велосипеда не только по диаметру, но и по ширине.
Остальные комплектующие электрического велосипеда.
- Контроллер. Деталь, преобразующая постоянный ток, идущий от аккумулятора, в переменный, для подачи в мотор. Может входить в комплект мотор-колесо.
- Аккумулятор. Имеет разную емкость и напряжение. Для велосипеда рекомендуется емкость в 10-15 ампер и 48 вольт напряжения.
- Ручка газа (газулька). Поворотная или рычажная.
- Панель управления. Экран показывающий скорость движения, заряд аккумулятора, выбранный режим езды. Переключатели скоростей, сигнал, фара.
- Контейнер для АКБ. Влагозащитный чехол или специальный ящик для батареи. Максимальной защитой обладает металлический короб.
- Зарядное устройство. Необходимо для зарядки аккумулятора от бытовой электросети. Должно соответствовать характеристикам (напряжению) АКБ.
На заметку. Вся необходимая проводка, как правило, входит в комплект мотора и датчиков.
Как переоборудовать велосипед?
Необходимо определиться, на какое колесо ставить мотор.
Установка мотор-колеса на переднюю вилку дает большую маневренность велосипеду и облегчает езду по пересеченной местности. Такой монтаж осуществить проще. Мотор, встроенный в заднее колесо, гарантирует быстрый разгон, улучшает сцепление с дорогой и повышает общие скоростные характеристики. Для езды по сложному рельефу (холмы, песок, грязь) рекомендуется устанавливать мотор на каждое колесо.
Расположение АКБ на раме велосипеда зависит от типа привода велосипеда. Если ведущее колесо переднее, но батарею устанавливают на задний багажник для сохранения баланса по весу.
Пошаговый монтаж электрооборудования на велосипед.
- Заменяется обычное колесо на оснащенное электромотором. При установке мотор-колеса важно установить суппорт в правильное положение, соответствующее инструкции. Если мотор установлен на переднюю вилку, дальнейшая регулировка колеса не требуется. При заднем расположении, болты крепления на затягивают намертво, потому что потребуется регулировка положения колеса.
- Устанавливается контроллер на раму при помощи специальных кронштейнов или пластиковых хомутов. На руль крепится ручка газа, приборная панель.
- На велосипед монтируется аккумулятор.
- Устанавливается проводка в таком порядке: подключается к контроллеру панель управления, затем аккумулятор. Запускается панель управления для проверки правильности сборки и целостности комплектующих.
- После проверки датчиков, к системе подключают мотор и ручку газа. Важно! Перед этим систему обесточивают (отключают АКБ).
- Проверка реакции мотора на разгазовку – уровень оборотов повышается или падает, в зависимости от положения ручки.
- Установка тормозов.
- Проверка работы второстепенных систем: звукового и светового сигналов, фар, пасс-ассистент.
- Проводку закрепить на раме так, чтобы исключить механическое повреждение проводов во время эксплуатации транспортного средства.
Если проверка всех систем прошла успешно, можно тестировать велосипед на дороге. Во время поездки проверяют:
- тягу мотора (движение с места без помощи педалей, подъем в гору);
- нет ли посторонних шумов в работе мотора;
- не перегревается ли мотор в процессе эксплуатации;
- соответствует ли расход заряда аккумулятора заявленному производителем;
- корректны ли показания панели управления;
- работают ли тормоза (чаще всего требуется их регулировка);
- работают ли режимы езды.
На заметку. PASS-режим – это система помощи педалированию, когда мотор только помогает вращать педали, облегчая затраченное усилие. При использовании этого режима значительно экономится заряд аккумулятора.
Что в итоге дешевле: переделка старого или покупка нового электровелосипеда?
Учитывая цены на комплектующие, при условии наличия простого велосипеда, собрать электрический агрегат обойдется в 15-25 тысяч рублей, в зависимости от мощности выбранного мотора.
Готовая модель с электромотором стоит не менее 40 тысяч (по данным цен в интернет-магазинах). Мощные электровелосипеды стоят 80-120 тысяч рублей.