Как отличить кассету от трещотки и что лучше выбрать для велосипеда?

Сравнение кассеты и трещотки

С необходимостью текущего ремонта своего «железного коня» рано или поздно сталкивается каждый владелец велосипеда. Неисправность любой детали транспортного средства может привести к падению и травме. Самой технически сложной частью велосипеда является трансмиссия, которая отвечает за передачу движущей силы от педалей на ведущее колесо. Она состоит из набора зубчатых колес (звездочек) и храпового механизма.

Храповый механизм бывает двух типов конструкции: трещотка и кассета. В чем их отличие, плюсы и минусы, нюансы использования описаны в этой статье.

Справка. Храповый механизм (храповик) – система, передающая вращательное движение колесу только в одном направлении – вперед. При прокручивании педалей назад, она блокирует передачу движущей силы на колесо и велосипед не двигается назад.

Что такое трещотка?

Набор заклепанных между собой в блок зубчатых колесиков (звездочек) разного диаметра, установленных на внешней ступице ведущего колеса. Сам храповый механизм находится внутри ступицы и связан напрямую с валом этого колеса.

Трещотка

В блок собраны звездочки (до 8 штук) разного размера, имеющие различное число зубцов. Каждая звездочка отвечает за одну скорость. Чем меньшее количество зубчиков на колесике, тем большую скорость передаст она на ведущее колесо. То есть, за 1 скорость отвечает самая большая звездочка с максимальным числом зубцов.

На заметку. Не специалисту определить, какой тип трансмиссии установлен на велосипед, легко, посчитав звездочки. Если их до 6 включительно – это трещотка. 7-8 скоростные трещотки встречаются не часто, их можно отличить по наличию резьбы, при помощи которой блок прикручивается к втулке. Кассетный механизм имеет шлицы (направленные углубления), в которые входит втулка.

Что такое кассета?

Такой же блок звездчатых колес, закрепленный на храповом механизме, который расположен на краю ступицы ведущего колеса. Звезды крепятся друг к другу при помощи клепок. Расстояние между ними зависит от количества скоростей велосипеда и сохраняется при помощи шайб, установленных между колесиками.

Кассета

Наиболее распространены кассеты с 8 и 9 скоростями (в блоке смонтированы от 7 до 10 зубчатых колес) с толщиной звезд в 2 мм. Пример маркировки кассетного блока: 11-36Т – в блоке есть звездочки с количеством зубцов от 11 до 36.

По конструкции кассеты бывают:

  • разборные (универсальный вариант, где звездочки соединены между собой заклепками или винтом);
  • на пауке (звездочки крепятся поочередно на втулку, которая имеет вид лучевой звезды);
  • на отдельных пауках (в блок соединены несколько втулок – пауков, на каждом закреплены до 3 звездочек);
  • OpenGlide, X-Dome (применяется на спортивных велосипедах, кольцеобразные звездочки соединены в полый конус).

Все элементы кассетного блока изготавливаются из различных металлов, чаще – хромомолибденовой стали. Встречаются механизмы комбинированные, где самые большие звезды изготовлены из сплавов алюминия. Использование легкого, но прочного алюминия снижает общий вес конструкции, не снижая ее прочности. Такие кассеты дороги, поэтому их использование оправдано на спортивных велосипедах.

Чем отличается трещотка от кассеты на велосипеде?

Кассета и трещотка

Конструктивное отличие блока звезд трещотки от кассеты заключается:

  • в различном креплении к втулке колеса;
  • храповый механизм трещотки находится внутри ступицы колеса, а не в блоке звездочек;
  • звездочки в блоке трещотки соединены «намертво» в единую деталь и замена отдельных колесиков не предусмотрена;
  • в кассете можно заменять отдельные звездочки, менять их местами;
  • храповый механизм кассеты встроен внутрь блока звездочек.

Существенные отличия есть в ремонте трансмиссии. Для демонтажа блока звездочек трещотки и кассеты требуется разный инструмент. Для снятия блока трещотки применяется специальный съемник, которым просто откручивается этот механизм.

Процесс демонтажа трещотки прост.

  1. Съемник вставить в углубление трещотки.
  2. Открутить против часовой стрелки. Для облегчения работы применяют гаечный или баллонный ключ.

Закручивать с усилием трещотку не нужно, она самозатягивается при движении велосипеда.

Для снятия блока кассеты необходим не только съемник, но и специальный ключ-хлыст с закрепленной на держателе велосипедной цепью. Такой ключ можно изготовить самостоятельно из кусочка старой велосипедной цепи и отрезка доски.

Для съема кассеты необходимо открутить стопорную гайку, удерживающую блок на втулке. Чтобы зафиксировать кассету от свободного прокручивания, и нужен ключ – хлыст. Придерживая им кассету, съемником откручивают гайку против часовой стрелки.

Для постановки кассеты обратно на велосипед важно найти единственно верное положение шлиц втулки и кассеты. Для этого придется покрутить блок, совмещая впадины и выпуклости обеих деталей. При наличии отдельных звезд, их так же устанавливают, подбирая правильное положение шлиц. Завершает установку закручивание стопорной гайки по часовой стрелке.

Съемником от кассеты можно открутить блок трещотки, но съемник трещотки не годится для демонтажа кассеты из-за разной ширины шлицы.

Что лучше кассета или трещотка?

Трещотка является устаревшим механизмом трансмиссии, но и более дешевым, по сравнению с кассетой. Трещотку можно легко снять и поставить обратно на втулку колеса, используя лишь один инструмент. Специального обслуживания она не требует.

Однако особенности конструкции трещотки влияют на изнашивание подшипников, которые находятся в непосредственной близости от храпового механизма. Ремонтировать трансмиссию велосипеда с трещоткой придется чаще, при интенсивном типе использования транспортного средства – каждые 4-5 тысяч километров. Как правило, зубчики звезд стираются или лопается ось от большой нагрузки, и весь блок подлежит замене.

Использование трещотки оправдано на простых прогулочных и детских велосипедах.

Кассетный тип блока трансмиссии считается более надежным за счет крепления храпового механизма на краю ступицы. Нагрузка на подшипники меньше даже при усиленной эксплуатации велосипеда на высоких скоростях и по пересеченной местности.

Все современные модели скоростных, горных, трюковых велосипедов оснащены именно кассетным типом трансмиссии.

Внимание! Заменить на велосипеде блок звездочек типа «трещотка» на кассету технически сложно. Для этого придется менять втулку ведущего колеса. Лучше сразу выбирать модель велосипеда с нужным типом трансмиссии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Топ велосипедов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: